Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В детском саду 11 групповых помещений, которые состоят из: - Приемной комнаты, оборудованной шкафами для одежды и принадлежностей воспитанников (по числу воспитанников группы), скамейками для раздевания, шкафом для сотрудников.
- Групповой комнаты оборудованной столами, стульями по количеству детей, стеллажами, оснащенной средствами обучения и воспитания для развития и коррекции детей инвалидов (при наличии в списочном составе группы);
- Спальной комнаты, оборудованной стационарными кроватями по количеству воспитанников, шкафами для хранения методических пособий ( в том числе и для работы с детьми – инвалидами) и письменным столом для педагогов группы.
- Туалетной комнаты, которая делится на два отдельных помещения: умывальная зона и санузел. В умывальной зоне расположены умывальные раковины для воспитанников, шкаф-стенд для полотенец, душевой поддон, шкаф для уборочного инвентаря. В зоне санузлов расположены унитазы для воспитанников с перегородками-экранами.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника и инклюзивного образования. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида». 

Группы

Оснащение с учетом присутствия детей – инвалидов

1

4 - 5 лет 

Дидактические игры: Игра «Геометрическое лото», «Овощи и фрукты», «Кто живёт в лесу?», разрезные картинки, «Мама и малыш», пирамидки, матрешки, доски с вкладышами. Дидактическая кукла. Дикие и домашние животные. Картинки: дети играют, животные, овощи, фрукты
Картотека игровых упражнений:  Веселые цыплята, игра «Паровозик», игра «Ласковый ребенок», игра «Геометрическое лото», игровые упражнения «Где живут игрушки», «Книжкин  домик», «Давайте познакомимся», «Найди игрушку», «Где живут Медвежонок, зайчик и т.д.», «Это я», «Будь внимателен», «Воздушные шары», «Кто к нам в гости пришел?»,  «Назови себя», «Я как мама, не люблю в доме беспорядка», «Вот какие разные», «Мыльные пузыри, «Когда пригодиться?» , игра «Сосчитай утят», упражнение «Луна и солнышко», «Составим картинку», «Украсим елочку»
Картотека игровых ситуаций с куклой. Демонстрационный материал: семья, одежда, обувь, овощи и фрукты, туалетные принадлежности, Новый год, посуда, продукты питания, части тела и лица, дикие и домашние животные.

Объекты для проведения практических занятий

В МДОАУ № 92 имеются объекты, предназначенные для проведения практических занятий, в том числе с детьми -   инвалидами:

Наименование объектов

Кол – во

Функциональное использование

1

Кабинет педагога – психолога
Оснащен: диагностическим инструментарием, игровым материалом, игрушками, пособиями, ковром для проведения релаксационной работы, специальной литературой, картотекой для развития и коррекции познавательной и эмоциональной сферы.

1

 - Проведение индивидуальной коррекционно - развивающей работы с  ребенком - инвалидом,в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»;
 -  проведения консультативной и просветительской работы с семьями имеющими детей инвалидов;
-  проведения консультативной и просветительской работы с  педагогами групп, имеющих в своем составе   воспитанников относящихся к данной категории.

2

Кабинет учителя-логопеда
Кабинет предназначен для занятий учителя-логопеда и содержит следующее оборудование: 
Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий.
Зеркала для индивидуальной работы.
Фланелеграф или наборное полотно.
Песочные часы.
Секундомер.
Магнитофон (диски с записями)
Систематизированный          наглядный материал          по     коррекции звукопроизношения, по развитию речи. Различные речевые игры.
Методическая литература.
Набор логопедических зондов. 

1

Проведение индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи для преодоления речевых нарушений у детей инвалидов и др.

3

Музыкальный зал
Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, проектор, экран, цифровое пианино и другое оборудование, помогающее специалисту в работе с ребенком – инвалидом.

1

Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»

4

Спортивный зал
Оборудование спортивного зала включает: 
оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, массажные мячи, сухой бассейн и другое);
игровое спортивное оборудование (кольцеброс, оборудование для игр с мячом и другое); 
разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и другое).
Все    оборудование соответствует санитарно          - эпидемиологическими правилами и нормативами. 
 

1

Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»

5

Тренажерный зал
Оборудование тренажерного зала включает комплекс детских тренажеров:
Гребной
Батут с держателем
Беговая дорожка
Велотренажёр
Силовой
Бегущая по волнам
Шагомер
Простые тренажеры и специальное спортивное оборудование:
Сухой бассейн
Коврики
Гантели
Мячи набитые
Диск здоровья 

1

Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»

6

Многофункциональный кабинет
В наличии:
магнитофон, методические пособия, атрибуты для игр.

1

Может быть использован при необходимости для проведение индивидуальной , подгрупповой работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» и работы с родителями детей – инвалидов .

Библиотека

В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования и «Адаптированных образовательных программ разработанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» в МДОАУ №92, сформирована библиотека.
Учебные издания отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию «Адаптированных образовательных программ разработанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида».
Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером и  принтером. Для педагогов МДОАУ № 92 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям. 
Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Порядок пользования библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базами данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности»

Печатные учебные издания:

1.      Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издательство Детство - Пресс, СПб, 2018.
2.      Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.  «Сфера», Москва, 2009 .
3.    Ротарь Н.В, Карцева Т.В «Занятия для детей с задержкой психического развития – старший дошкольный возраст». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012
4.     Забрамная С.Д «Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей». Издательство «Просвещение» «Владос» , Москва, 1995.
5.      Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Издательство МозаикаСинтез, Москва, 2014.
6.      Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
7.      Скоролупова О.А. «Играем? Играем!!!!». М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2005.
8. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшие средняя группы. ООО «Национальный книжный центр», 2010 г.
9. Пименова Е.П. «Пальчиковые игры» Ростов н/Д: Феникс,2007.
10. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья  детей.- М.: ТЦ  Сфера, 2005.
11.Верещагина Н.В. «Программа психологического сопровождения участников образовательного в ДОО», С – Петербург, 2017
12. Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей», 2006 г.
13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», 2005 г.
14. Ярушина И. «Программа социально- психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».            

    Электронные издания :

    1. Развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев. Весна». (Диски)
    2. Развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев. Лето». (Диски)

    Спортивные объекты

    Для обеспечения необходимой двигательной активности детям – инвалидам  в МДОАУ № 92 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:

    п/п

    Наименование объекта спорта

    Функциональное назначение

    1

    Спортивный зал

    проведение индивидуальной работы с ребенком – инвалидом в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»;
    проведение спортивных праздников, развлечений для всех возрастных групп, в том числе с участием ребенка – инвалида.

    2

    Тренажерный зал

    проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций.

    3

    Физкультурно – оздоровительные уголки в группах.

    проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций;
    развитие двигательной активности  в соответствии с
    «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»

    4

    Спортивная площадка

    закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, лазанье, равновесие), в том числе с ребенком - инвалидом - проведение индивидуальных занятий по физическому развитию с ребенком – инвалидом на открытом воздухе.

    5

    «Тропа здоровья»

    проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций-   улучшение координации движений; профилактика плоскостопия;-  повышение  сопротивляемости к  инфекционным заболеваниям;- улучшение  эмоционально-психического состояния детей.

    Средства обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают эффективное решение воспитательно – образовательных задач и коррекционно – развивающей работы в оптимальных условиях.

    Виды

    Перечень

    Печатные

    - программы;
    - методические пособия;
     картотека подвижных и малоподвижных игр;

    картотека игр на развитие музыкально-ритмических движений;
    картотека кинезиологических упражнений;
    картотека игр по работе с детьми с ОВЗ;
    книги для чтения;
    раздаточный материал для индивидуальной работы.

    Аудиовизуальные

    - тематические мультфильмы.

    Наглядные плоскостные

    -магнитные доски.

    Демонстрационные

    - муляжи;
    - демонстрационные образцы.

    Спортивное оборудование

     - оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, ребристая дорожка;
     роликовый массажный коврик; керамзит (мелкие камушки) для ходьбы и массажа стоп;
     массажные мячи, сухой бассейн и другое);
    - игровое спортивное оборудование (кольцеброс, обручи, оборудование для игр с мячом и другое);
     - разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и другое);
    - мячи резиновые;
    - гребной батут с держателем;
    - беговая дорожка;
    -  велотренажѐр ;
    - силовой тренажер;
    - тренажер«Бегущая по волнам»;
    - шагомер;
    - диск здоровья.

    Технические средства

    - проектор;
    - музыкальный центр;
    - экран;
    - цифровое пианино;
    - ноутбук.

    Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    В МДОАУ № 92 оборудован специальный вход для людей с ограниченными возможностями здоровья в виде пандуса и кнопки вызова персонала

    Специальные условия питания

    Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН в ДОУ установлены требования как к организации питания в детском саду, так и к составлению меню для организации питания детей разного возраста, а также к кратности приема пищи, определяемой временем пребывания детей и режимом работы детского сада. В ДОУ используется примерное меню, согласованное с территориальным органом Роспотребнадзора по городу Оренбургу.
    Энергетическая ценность (калорийность) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи распределяется следующим образом:
    1) 1- завтрак (20 %);
    2) 2 -  завтрак (5 %);
    3) обед (35 %);
    4) полдник (15 %);
     5) ужин (20 %).
    Организацию питания в МДОАУ № 92 осуществляет АО «Комбинат школьного питания «Огонек». 
    Для организации питания в детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания.
    Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием.
    Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
    Дошкольное учреждение посещает 2 ребенка – инвалида. Дети – инвалиды не имеют ограничений в качестве питания, поэтому разработанное примерное меню соответствует и их потребностям. 
    Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, тушение, запекание, и исключает жарку блюд.
    Контролирует качество и организацию питания руководитель детского сада Табилова М.Р., совместно с бракеражной комиссией.
    Бракеражная комиссия осуществляет контроль над качеством питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов.
    В правильной организации питания детей большое значение имеет создание определенных условий для принятия пищи в группах, в том числе и в группах, которые посещают дети – инвалиды.
    В детском саду группы обеспечены соответствующей посудой, столовыми приборами, удобными столами и стульями в соответствии с возрастом и ростом детей.
    Правильное рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

    Специальные условия охраны здоровья

    Специальные условия охраны здоровья для детей инвалидов посещающих ДОУ соответствуют требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разработанной в соответствии с его потребностями.

    Медицинское обеспечение деятельности

     Медицинское сопровождение воспитанников МДОАУ № 92 , в том числе и детей – инвалидов, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказа Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.11.2013 года №822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания образовательных организациях», СанПиН , где четко прописаны требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников.
    Планирование и проведение работы по охране здоровья детей – инвалидов, осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском в соответствии с ИПРА
    Создается рабочая группа педагогов, в состав которой входят заместитель заведующего по ВО и МР, воспитатели группы, которую посещает ребенок, педагог – психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, которая разрабатывает «Адаптированную образовательную программу реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» для дальнейшей работы с воспитанником. Цель программы: построение образовательного процесса для ребенка – инвалида в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
    Медицинское сопровождение воспитанников МДОАУ № 92 , в том числе и детей – инвалидов, осуществляется закрепленным за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом: врачом - педиатром и медицинской сестрой дошкольно-школьного отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» города Оренбурга. МДОАУ № 92, согласно договора безвозмездного пользования от 05.09.2014 предоставляет помещения медицинского блока Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №5» города Оренбурга и создает соответствующие условия для работы медицинского персонала.
    В здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский блок: медицинский кабинета, процедурный кабинет, изолятор, хлораторная.
    Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием и набором мебели. Оборудование медицинского блока соответствует требованиям стандарта оснащения медицинских блоков в соответствии с приказом Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.11.2013 года № 822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания образовательных организациях». Пройдена процедура лицензирования медицинского кабинета и получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. (№ 0004858 от 16.08.2016 г.)
    В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и детей – инвалидов.
    При организации физкультурно – оздоровительной работы используются следующие виды мероприятий:
     - утренняя гимнастика;
    - физкультурные занятия: в спортивном, тренажерном залах и на воздухе;
    - коррегирующая гимнастика;
    - дыхательная и зрительная гимнастика;
    - физкультурные минутки;
    - точечный массаж, пальчиковая гимнастика;
     - оздоровительно – закаливающие мероприятия;
     - оздоровительный бег в конце прогулки (в летний оздоровительный период);
    - спортивные развлечения, соревнования, досуги.
      В свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки в группах оснащенные необходимым оборудованием, которые используются воспитателями при проведении индивидуальной работы с ребенком – инвалидом в соответствии с «Адаптированной образовательной программой реабилитации или абилитации»
    Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
     На участке ДОУ имеется спортивный участок, «Тропа здоровья», прогулочный участок для каждой возрастной группы, что позволяет обеспечивать двигательную активность детей.

    Доступ к информационным системам

     Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

    Электронные образовательные ресурсы

    Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
    Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют

    Специальные технические средства обучения

    Специальные технические средства отсутствуют

    Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

    Общежитие и интернат на балансе МДОАУ № 92 отсутствуют

    Жилые помещения в общежитии, интернате

    Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОАУ № 92 не предусмотрено

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie