Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В детском саду 11 групповых помещений, которые состоят из: - Приемной комнаты, оборудованной шкафами для одежды и принадлежностей воспитанников (по числу воспитанников группы), скамейками для раздевания, шкафом для сотрудников.
- Групповой комнаты оборудованной столами, стульями по количеству детей, стеллажами, оснащенной средствами обучения и воспитания для развития и коррекции детей инвалидов (при наличии в списочном составе группы);
- Спальной комнаты, оборудованной стационарными кроватями по количеству воспитанников, шкафами для хранения методических пособий ( в том числе и для работы с детьми – инвалидами) и письменным столом для педагогов группы.
- Туалетной комнаты, которая делится на два отдельных помещения: умывальная зона и санузел. В умывальной зоне расположены умывальные раковины для воспитанников, шкаф-стенд для полотенец, душевой поддон, шкаф для уборочного инвентаря. В зоне санузлов расположены унитазы для воспитанников с перегородками-экранами.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника и инклюзивного образования. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида».
№ |
Группы |
Оснащение с учетом присутствия детей – инвалидов |
1 |
4 - 5 лет |
Дидактические игры: Игра «Геометрическое лото», «Овощи и фрукты», «Кто живёт в лесу?», разрезные картинки, «Мама и малыш», пирамидки, матрешки, доски с вкладышами. Дидактическая кукла. Дикие и домашние животные. Картинки: дети играют, животные, овощи, фрукты |
Объекты для проведения практических занятий
В МДОАУ № 92 имеются объекты, предназначенные для проведения практических занятий, в том числе с детьми - инвалидами:
№ |
Наименование объектов |
Кол – во |
Функциональное использование |
1 |
Кабинет педагога – психолога |
1 |
- Проведение индивидуальной коррекционно - развивающей работы с ребенком - инвалидом,в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»; |
2 |
Кабинет учителя-логопеда |
1 |
Проведение индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи для преодоления речевых нарушений у детей инвалидов и др. |
3 |
Музыкальный зал |
1 |
Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» |
4 |
Спортивный зал |
1 |
Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» |
5 |
Тренажерный зал |
1 |
Проведение индивидуальной работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» |
6 |
Многофункциональный кабинет |
1 |
Может быть использован при необходимости для проведение индивидуальной , подгрупповой работы в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» и работы с родителями детей – инвалидов . |
Библиотека
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования и «Адаптированных образовательных программ разработанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» в МДОАУ №92, сформирована библиотека.
Учебные издания отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию «Адаптированных образовательных программ разработанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида».
Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером и принтером. Для педагогов МДОАУ № 92 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям.
Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Порядок пользования библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базами данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности»
Печатные учебные издания:
1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издательство Детство - Пресс, СПб, 2018.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. «Сфера», Москва, 2009 .
3. Ротарь Н.В, Карцева Т.В «Занятия для детей с задержкой психического развития – старший дошкольный возраст». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012
4. Забрамная С.Д «Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей». Издательство «Просвещение» «Владос» , Москва, 1995.
5. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Издательство МозаикаСинтез, Москва, 2014.
6. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
7. Скоролупова О.А. «Играем? Играем!!!!». М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2005.
8. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшие средняя группы. ООО «Национальный книжный центр», 2010 г.
9. Пименова Е.П. «Пальчиковые игры» Ростов н/Д: Феникс,2007.
10. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
11.Верещагина Н.В. «Программа психологического сопровождения участников образовательного в ДОО», С – Петербург, 2017
12. Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей», 2006 г.
13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», 2005 г.
14. Ярушина И. «Программа социально- психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Электронные издания :
- Развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев. Весна». (Диски)
- Развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев. Лето». (Диски)
Спортивные объекты
Для обеспечения необходимой двигательной активности детям – инвалидам в МДОАУ № 92 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
№ п/п |
Наименование объекта спорта |
Функциональное назначение |
1 |
Спортивный зал |
проведение индивидуальной работы с ребенком – инвалидом в соответствии с «Адаптированной образовательной программой, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»; |
2 |
Тренажерный зал |
проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций. |
3 |
Физкультурно – оздоровительные уголки в группах. |
проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций; |
4 |
Спортивная площадка |
закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, лазанье, равновесие), в том числе с ребенком - инвалидом - проведение индивидуальных занятий по физическому развитию с ребенком – инвалидом на открытом воздухе. |
5 |
«Тропа здоровья» |
проведение реабилитационной, оздоровительной, профилактической работы с ребенком – инвалидом, при наличии рекомендаций- улучшение координации движений; профилактика плоскостопия;- повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;- улучшение эмоционально-психического состояния детей. |
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают эффективное решение воспитательно – образовательных задач и коррекционно – развивающей работы в оптимальных условиях.
Виды |
Перечень |
Печатные |
- программы; |
Аудиовизуальные |
- тематические мультфильмы. |
Наглядные плоскостные |
-магнитные доски. |
Демонстрационные |
- муляжи; |
Спортивное оборудование |
- оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, ребристая дорожка; |
Технические средства |
- проектор; |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МДОАУ № 92 оборудован специальный вход для людей с ограниченными возможностями здоровья в виде пандуса и кнопки вызова персоналаСпециальные условия питания
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН в ДОУ установлены требования как к организации питания в детском саду, так и к составлению меню для организации питания детей разного возраста, а также к кратности приема пищи, определяемой временем пребывания детей и режимом работы детского сада. В ДОУ используется примерное меню, согласованное с территориальным органом Роспотребнадзора по городу Оренбургу.
Энергетическая ценность (калорийность) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи распределяется следующим образом:
1) 1- завтрак (20 %);
2) 2 - завтрак (5 %);
3) обед (35 %);
4) полдник (15 %);
5) ужин (20 %).
Организацию питания в МДОАУ № 92 осуществляет АО «Комбинат школьного питания «Огонек».
Для организации питания в детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием.
Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
Дошкольное учреждение посещает 2 ребенка – инвалида. Дети – инвалиды не имеют ограничений в качестве питания, поэтому разработанное примерное меню соответствует и их потребностям.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, тушение, запекание, и исключает жарку блюд.
Контролирует качество и организацию питания руководитель детского сада Табилова М.Р., совместно с бракеражной комиссией.
Бракеражная комиссия осуществляет контроль над качеством питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов.
В правильной организации питания детей большое значение имеет создание определенных условий для принятия пищи в группах, в том числе и в группах, которые посещают дети – инвалиды.
В детском саду группы обеспечены соответствующей посудой, столовыми приборами, удобными столами и стульями в соответствии с возрастом и ростом детей.
Правильное рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
Специальные условия охраны здоровья
Специальные условия охраны здоровья для детей инвалидов посещающих ДОУ соответствуют требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разработанной в соответствии с его потребностями.
Медицинское обеспечение деятельности
Медицинское сопровождение воспитанников МДОАУ № 92 , в том числе и детей – инвалидов, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказа Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.11.2013 года №822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания образовательных организациях», СанПиН , где четко прописаны требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников.
Планирование и проведение работы по охране здоровья детей – инвалидов, осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском в соответствии с ИПРА
Создается рабочая группа педагогов, в состав которой входят заместитель заведующего по ВО и МР, воспитатели группы, которую посещает ребенок, педагог – психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, которая разрабатывает «Адаптированную образовательную программу реабилитации или абилитации ребенка – инвалида» для дальнейшей работы с воспитанником. Цель программы: построение образовательного процесса для ребенка – инвалида в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Медицинское сопровождение воспитанников МДОАУ № 92 , в том числе и детей – инвалидов, осуществляется закрепленным за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом: врачом - педиатром и медицинской сестрой дошкольно-школьного отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» города Оренбурга. МДОАУ № 92, согласно договора безвозмездного пользования от 05.09.2014 предоставляет помещения медицинского блока Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №5» города Оренбурга и создает соответствующие условия для работы медицинского персонала.
В здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский блок: медицинский кабинета, процедурный кабинет, изолятор, хлораторная.
Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием и набором мебели. Оборудование медицинского блока соответствует требованиям стандарта оснащения медицинских блоков в соответствии с приказом Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.11.2013 года № 822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания образовательных организациях». Пройдена процедура лицензирования медицинского кабинета и получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. (№ 0004858 от 16.08.2016 г.)
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и детей – инвалидов.
При организации физкультурно – оздоровительной работы используются следующие виды мероприятий:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия: в спортивном, тренажерном залах и на воздухе;
- коррегирующая гимнастика;
- дыхательная и зрительная гимнастика;
- физкультурные минутки;
- точечный массаж, пальчиковая гимнастика;
- оздоровительно – закаливающие мероприятия;
- оздоровительный бег в конце прогулки (в летний оздоровительный период);
- спортивные развлечения, соревнования, досуги.
В свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки в группах оснащенные необходимым оборудованием, которые используются воспитателями при проведении индивидуальной работы с ребенком – инвалидом в соответствии с «Адаптированной образовательной программой реабилитации или абилитации»
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
На участке ДОУ имеется спортивный участок, «Тропа здоровья», прогулочный участок для каждой возрастной группы, что позволяет обеспечивать двигательную активность детей.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОАУ № 92 отсутствуют